Как сделать выборку по фильтру

Добавлено: 23.11.2017, 18:27 / Просмотров: 84574

Дистанционное образование – одно из направлений сотрудничества государств-участников СНГ с целью создания единого (общего) образовательного пространства. В статье рассматриваются нормативно-правовые акты государств-участников СНГ, в частности Законы «Об образовании», по вопросу дистанционного образования в части его законодательного закрепления.

В настоящее время большое количество высших учебных заведений государств-участников Содружества Независимых Государств ведут образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий, однако в ряде государств получение образования любого уровня в рамках дистанционного обучения не закреплено нормативно-правовыми документами, что, с одной стороны, не запрещает использование дистанционного обучения, но, с другой стороны, не позволяет учитывать его специфику и не стимулирует его развитие.

При создании межгосударственной сети открытого дистанционного образования совершенно необходимо юридическое признание статуса дистанционного образования основными законами о системе образования каждого государства. Государствам-участникам СНГ в целях дальнейшего развития дистанционного образования целесообразно прийти к его единому пониманию и закрепить это понятие законодательно во избежание возникновения возможных разночтений и непонимания.

В связи с этим и в рамках формирования единого (общего) образовательного пространства государств-участников Содружества Независимых Государств набирает обороты процесс гармонизации законодательств стран, входящих в состав СНГ, в сфере образования, что в свою очередь требует проведения комплексного сравнительного анализа законодательных, подзаконных и нормативных актов, регулирующих применение дистанционных образовательных технологий.

С этой целью был проведен сравнительный анализ в первую очередь основных законов в области образования любого государства – это Законов «Об образовании» следующих стран, входящих в состав СНГ, Российская Федерация (РФ), Республика Беларусь (РБ), Республика Казахстан (РК), Кыргызская Республика (КР), Украина, Республика Молдова (РМ), Республика Узбекистан (РУ), Туркменистан, Республики Армения (РА), Азербайджанская Республика (АР), Республика Таджикистан (РТ), а также Модельных Законов СНГ, что позволило выявить определенные сходства и различия в действующих законодательствах указанных стран по отношению к дистанционному образованию (не проанализирован Закон «Об образовании» Грузии, что обусловлено тем, что указанный документ на момент написания статья не был принят правительством Грузии, что подтверждается сотрудниками соответствующего министерства этой страны).

При рассмотрении основных законов об образовании государств-участ-ников СНГ особое внимание было обращено на связь понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» с особой самостоятельной формой получения образования либо с особой технологией организации получения образования в рамках традиционных форм. Определения дистанционного образования в контекстах этих основных законов имеют ряд существенных отличий, которые и являются предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

Так, в Законах «Об образовании» Азербайджанской Республики от 07.10.1992 г. № 324 и Республики Армении от 20.05.1999 г. ЗР-297 отсутствуют такие понятия как дистанционное образование, обучение либо дистанционные образовательные технологии.

В соот??етствии с Законом «Об образовании» Азербайджанской Республики (ст. 12, разд. 2) образование возможно получить с использованием следующих форм обучения: – с отрывом и без отрыва от производства (очная, заочная, вечерняя), в семье, самостоятельным путем, возможно также сочетание различных форм образования. Обучение в высших учебных заведениях осуществляется по очной, заочной, вечерней форме и через экстернат. Однако по заочной, вечерней форме и экстерном можно получить по соответствующим специальностям только степень «бакалавра» (ст. 19, разд. 2).

Законом «Об образовании» Республики Армения установлены такие формы получения образования, как очная (стационарная), заочная, экстернат (семейное образование и самобразование) (ст. 12, гл. 2).

В Законе Республики Беларусь «Об образовании» дистанционное образование также не нашло своего нормативного закрепления. В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, гл. 2) и проектом Закона «О высшем образовании» (п. 1, ст. 8, гл. 1) Республики Беларусь в Республике действуют такие формы получения образования, как очная (объединяющая в себе дневную и вечернюю формы), заочная, самостоятельное обучение, экстернат. Однако следует отметить, что в проекте Закона «О высшем образовании» дистанционная форма обучения выделена как часть традиционной заочной формы обучения: «Заочная форма (в том числе дистанционная) предусматривает преимущественно самостоятельную учебную работу обучающихся, участвующих лично только в ограниченном числе учебных мероприятий, организованных высшим учебным заведением» (с п. 3, ст. 8, гл. 1). В соответствии с п. 1, ст. 30, гл. 4 указанного проекта подготовка научных кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях может проводиться и в дистанционной форме.

В Республике Казахстан обучение в учебных заведениях может осуществляться в таких формах, как очное, заочное, вечернее обучение, дистанционное обучение и экстернат (п. 6, ст. 14, гл. 2 Закона «Об образовании» от 7 июня 1999 г. № 389-1). Под дистанционным обучением в этом случае понимается «новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципах самостоятельности, индивидуальности и модульности обучения, это мобильная, гибкая и демократичная организация обучения, позволяющая практически каждому человеку реализовать свое право на образование и получение информации». В Законе РК «Об образовании» дистанционное обучение («образование на расстоянии) определяется как одна из форм обучения, «целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств» (п. 11, ст. 1, гл. 1).

В Законе «Об образовании» от 30 апреля 2003 г. № 92 Кыргызской Республики выделены следующие формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, дистанционная, экстернат, а также семейное и индивидуальное образование на дошкольном, школьном и внешкольном уровнях. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) определяются в Законе КР «Об образовании» как «образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением средств информатизации и телекоммуникации при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» (ст. 1, гл. 1). Учреждения образования в КР самостоятельны в выборе методик образовательного процесса и образовательных техн??логий, включая и дистанционные образовательные технологии, и могут использовать ДОТ для реализации образовательных программ частично или в полном объеме (ст. 37, гл. 5 Закона «Об образовании»). Однако использование дистанционных образовательных технологий не влечет за собой увеличение финансирования учебных заведений. При выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности учреждениям образования устанавливается готовность организаций реализовывать образовательные программы, в том числе и с помощью ДОТ (ст. 40, гл. 5 Закона КР «Об образовании»). Отдельно в Законе прописаны права, обязанности, а также льготы обучающихся в учреждениях образования с использованием дистанционных образовательных технологий, уравнивающие их с учащимися по другим формам обучения и характеризующие дистанционную форму обучения как полноценную, полностью сформировавшуюся форму обучения.

Закон «Об образовании» № 547-XIII от 21.07.1995 г. Республики Молдова выделяет следующие формы получения образования: дневная, вечерняя, заочная, экстернат, индивидуальная программа, самообразование (п. 3,. ст. 13, гл. 2). В соответствии с Законом «Об образовании» РМ (ст. 12, гл. 2) структура системы образования Молдовы включает в себя дошкольное образование, начальное образование, среднее образование, высшее образование постуниверситетское образование, а также такие виды образования, как специальное, дополнительное и образование для взрослых. Следует отметить, что именно образование для взрослых в соответствии с Законом «Об образовании» включает в себя среди прочих форм обучения и обучение на расстоянии (п. 1–2, ст. 35, гл. 2), осуществляющееся с использованием новейших технологий связи и обработки информации. Очевидно, что форма обучения «на расстоянии» и является дистанционной формой обучения.

Дистанционное образование определено в ряде нормативно-правовых актов Российской Федерации. В соответствии с Законом «Об образовании» (п. 1, ст. 10, гл. 1) и Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п. 8, ст. 6, гл. 2)) в Российской Федерации обучение осуществляется в следующих формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, экстернат, самообразование. При указанных формах обучения образовательное учреждение в РФ имеет право использовать дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием (п. 5, ст. 32, гл. 3 Закона РФ «Об образовании»). При этом не государство, а собственно само образовательное учреждение несет ответственность за «использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий» (п. 5, ст. 32, гл. 3).

В этом случае под дистанционными образовательными технологиями понимаются такие образовательные технологии, которые реализуются «в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» (п. 5, ст. 32, гл. 3 Закона РФ «Об образовании»).

Цель дистанционного обучения определяется как «предоставление возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания обучающихся в образовательных учреждениях» и обеспечивается дистанционное обучение применением совокупности образовательных технологий (Методика пр??менения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ).

В 2003 г. в РФ утверждены временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий и применяемые к образовательным учреждениям, использующим основные дистанционные образовательные технологии: кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология и их сочетания, для оценки обеспеченности образовательного учреждения оборудованными учебными помещениями и учебными рабочими местами, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников (профессорско-преподавательского состава), укомплектованности штатов и для расчета предельной численности контингента обучающихся. При проведении лицензионной экспертизы требования применяются дифференцированно в зависимости от применяемых дистанционных образовательных технологий, их сочетания, форм получения образования, уровней и видов образовательных программ. В заключение экспертной комиссии указывается, с применением каких дистанционных образовательных технологий и в какой форме получения образования реализуются образовательные программы.

Приказом Минобразования от 26.08.2003 г. № 3387 утвержден перечень документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме.

В соответствии с Федеральным законом «О внесений изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 10.01.2003 г. № 11-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 г., № 2, ст. 163) и Методикой применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации, утвержденной приказом Минобразования России от 18.12.2002 г. № 4452, зарегистрированным Минюстом России 24.12.2002 г. № 4071 приказом Минобразования РФ от 17.03.2003 г. № 1011, внесены следующие изменения в Инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденную приказом Минобразования России от 13.01.1999 г. № 46:

«Для студентов, освоивших образовательную программу с использованием дистанционного обучения в полном объеме, в соответствии с Методикой применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации, утвержденной приказом Минобразования России от 18.12.2002 г. № 4452, зарегистрированным Минюстом России 24.12.2002 г. № 4071, в конце оборотной стороны приложения к диплому делается запись: «Образовательная программа освоена посредством дистанционных образовательных технологий».

Законом «Об образовании» Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. № 34 (ст. 1, гл. 1) выделены следующие формы получения образования: дневная, вечерняя, заочная, семейная, дистанционная и экстернат.

При этом указанные формы получения образования являются составляющей формы образования, которая в свою очередь определяется как порядок организации образования.

Обучение взрослых в образовательных учреждениях общего образования организуется в дневной, заочной, дистанционной формах и экстернатом (ст. 17, гл. 2 Закона «Об образовании»).

В соответствии со сказанным дистанционное образование (ДО) понимается таджикскими законодателями как «особая программа образования, благодаря которой лицо получает образование в образовательном фильтру учреждении, находящеемся в отдаленном расстоянии, посредством переписки, аудиовизуальных средств и компьютерных навыков» (ст. 1, гл. 1 Закона «Об образовании» РТ).

Закон «Об образовании» предоставляет гражданам РТ право на образование, выбор образовательного учреждения и форму получения образования, включая и дистанционную (ст. 6, гл. 1).

В Законе «Об образовании» фигурируют два понятия – «дистанционное образование» и «дистанционная форма получения образования». В отношении дистанционных образовательных технологий не дано какого-либо конкретного описания, исключая вышеуказанное перечисление тех средств, с помощью которых учащийся получает образование.

В соответствии с Национальной концепцией образования РТ в качестве реализации новых способов подготовки кадров, усовершенствования их квалификации следует· развивать и «дистанционное обучение в университетах, институтах и других учебных заведениях республики, для переобучения, усовершенствования квалификации кадров, получения специального среднего образования, высшего профессионального образования и второй специальности (для студентов и других желающих)» (п. 7 Концепции).

Законом «Об образовании в Туркменистане» от 1 октября 1993 г. № 874-XII закреплена «общедоступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством». Однако в указанном Законе не нашли отражения формы получения образования, хотя отмечено, что подготовка специалистов в вузах проводится с отрывом от производства (ст. 15, разд. 2), а также, что обучающиеся имеют право «выбора типа образовательного учреждения, профиля и формы обучения» (ст. 20, разд. 3).

Несмотря на провозглашенное право выбора форм обучения, Постановлением Президента Туркменистана от 20 января 1993 г. № 1142 «Об упразднении заочной формы обучения в высших и средних специальных учебных заведениях Туркменистана» ликвидирована заочная форма обучения во всех высших и средних учебных заведениях Туркменистана на основании упорядочения системы образования и повышения качества подготовки специалистов с точки зрения действующей власти в Туркменистане.

В соответствии с вышесказанным очевидно, что в Законе «Об образовании в Туркменистане» не могут быть даже затронуты такие понятия, как дистанционное образование, дистанционная форма получения образования и дистанционные образовательные технологии.

Все же следует отметить, что с??четом действующего законодательства Туркменистана внедрение, использование ДО, вероятно, возможно, но только в качестве дистанционных образовательных технологий, используемых при очной форме обучения.

В Законе «Об образовании» от 29 августа 1997 г. № 464-I Республики Узбекистан ДО не освещено и, следовательно, нормативно не закреплено. В Законе РУ есть непрямое указание на внедрение новых образовательных технологий: «К компетенции уполномоченных государственных органов по управлению образованием относятся: внедрение в учебный процесс прогрессивных форм обучения и новых педагогических технологий, технических и информационных средств обучения» (ст. 26, гл. 4). Однако следует отметить, что в РУ разработана «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в Республике Узбекистан».

В соответствии с указанной концепцией дистанционное обучение трактуется как «универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия свободного выбора для обучаемого образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени», а дистанционное образование понимается как система, «в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности» (гл. 1).

В Законе «Об образовании» Украины понятие ДО нормативно не закреплено, несмотря на тот факт, что в соответствии с разработанной в 2000 г. Концепцией развития дистанционного образования Украины дистанционное образование определяется как форма обучения, наравне с очной, вечерней, заочной и экстернатом, реализуемая, в основном, по технологиям дистанционного обучения. В свою очередь под как сделать выборку по фильтру технологиями дистанционного обучения понимается сочетание педагогических и информационных технологий дистанционного обучения, использующееся не только в ДО, но и в других формах обучения.

Дистанционное образование определено также в нормативно-правовых актах Содружества Независимых Государств. В Модельном Законе «Об образовании» СНГ выделены следующие формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, возможно также и сочетание различных форм (п. 1, ст. 3, гл. 1).

При указанных формах обучения вузы в соответствии с Модельным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» имеют право использовать дистанционные образовательные технологии в установленном законодательством порядке (ст. 3, гл. 1). «Дистанционные образовательные технологии (образование на расстоянии) – одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познаватель-ной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств» (ст. 1, гл. 1 Модельного Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Под дистанционными образовательными технологиями пон??маются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий, при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Кроме того, используется и понятие «дистанционное обучение», определяемое как «совокупность сетевых, программных, информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса обучения, посредством синхронного или асинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени» (Проект Концепции создания системы открытого образования государств-участников Содружества Независимых Государств (СОО СНГ)).

В Модельном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» особо сделан акцент на том, что учащиеся, обучающиеся с использованием дистанционных образовательных технологий в полном объеме, обладают всеми правами и обязанностями обучающихся по соответствующей форме получения образования (п. 11, ст. 16, гл. 3).

Итак, сравнительный анализ показал, что в отличие от Законов «Об образовании» Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Украины, Республики Молдовы, Республики Таджикистан, Азербайджанской Республики, Республики Армении Законы «Об образовании» Туркменистана и Республики Узбекистан не конкретизируют возможные формы получения образования. В законах же вышеперечисленных стран и в Модельном Законе «Об образовании» выделены следующие совпадающие формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат. При этом необходимо отметить, что заочная форма получения образования в Туркменистане упразднена и обучение в высших учебных заведениях возможно только по очной форме.

Следует отметить, что в Законе «Об образовании» Кыргызской республики дистанционное обучение используется и как форма получения образования, и как дистанционные образовательные технологии, в то время как в Российской Федерации – это только образовательные технологии, в Республике Казахстан, Республике Таджикистан и в проекте Закона «О высшем образовании» Республики Беларусь – это форма обучения, в законе Республики Молдовы «Об образовании» речь идет о такой форме обучения для взрослых как «на расстоянии», но нет даже краткой характеристики такого понятия, в Законах же «Об образовании» Украины, Туркменистана, Азербайджанской Республики, Республики Армения и Республики Узбекистан отсутствует даже понятия дистанционного обучения, образования либо дистанционных образовательных технологий, однако в соответствии с разработанными концепциями развития дистанционного образования Украины и РУ ДО понимается как форма обучения. Изучив документы по СНГ, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение определяется как дистанционные образовательные технологии.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в Законах «Об образовании» РК, РБ, РМ, КР, РТ появляется новая форма получения образования – дистанционная – в отличие от нормативного законодательства РФ и документов по СНГ, где речь идет о дистанционных образовательных технологиях, применяемых при любой форме обучения.

Итак, анализ нормативного законодательства в сфере образования государств-участников СНГ выявил, что соответствующие изменения по применению ДО внесены в Законы «Об образовании» РФ, РК, КР, РБ, РМ, РТ и на уровне подзаконных актов в РУ, Украине.

Анализ нормативных актов указанных стран выявил очевидную тенденцию подмены и смешения ряда понятий по ДО, таких как «дистанционная форма обучения», «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «дистанционные образовательные технологии».

Проведенный анализ выявил следующие тенденции определения основных понятий в области дистанционного образования:

– параллельное понимание и использование дистанционного образования как формы получения образования и новых образовательных технологий;

– понимание и использование дистанционного образования как синонима новых образовательных технологий;

– понимание и использование дистанционного образования как синонима дистанционного обучения;

– понимание и использование дистанционного образования как формы обучения.

Очевидно, что в целях создания единого (общего) образовательного пространства и дальнейшего роста экспорта образовательных услуг государствам-участникам СНГ целесообразно прийти к единому пониманию ДО и закрепить это понятие общим законодательным актом, либо соглашением во избежание возникновения возможных разночтений и непонимания. Следует также разграничить такие понятия как дистанционное образование (система, в которой реализуется дистанционное обучение), дистанционное обучение (обучение с применением дистанционных образовательных технологий), дистанционная форма обучения (форма получения образования, равноценная традиционным формам, таким как очная, вечерняя, заочная), дистанционные образовательные технологии (образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника), что в свою очередь будет способствовать совершенствованию нормативно-законодательной базы в области ДО и обеспечит дальнейшее развития системы открытого дистанционного образования.

С нашей точки зрения в качестве общего термина, используемого в совместных документах государствами-участниками СНГ, и в целях формирования единой сбалансированной нормативно-правовой базы, регламентирующей ДО, должны выступать «дистанционные образовательные технологии». Все государства, воспринимающие ДО как отдельную форму получения образования, должны выполнять требования к ДО и как к технологии обучения.

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

Азербайджанская республика:

Закон Азербайджанской Республики «Об образовании» от 16 декабря 1992 г. № 409.

Республика Армения:

Закон Республики Армения «Об образовании» от 20 мая 1999 г. ЗР-297.

Республика Беларусь:

Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991 г. № 1202-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598), в редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37,2/844).

Проект закона республики Беларусь «О высшем образовании».

Проект макета образовательного стандарта высшего образования.

Республика Казахстан:

Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 7 июня 1999 года № 389-1.

Государственная программа «Образование» (утверждена Указом Президента Рес-публики Казахстан от 30 сентября 2000 г. № 448).

Проект Государственного Стандарта Республики Казахстан «Общие требования к техническим и программным средствам дистанционного обучения».

Кыргызская республика:

Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 г. № 92.

Закон Кыргызской Республики «Об информатизации» (г. Бишкек от 8 октября 1999 г. № 107).

О концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2010 г. (Поста-новление Правительства КР от 29 апреля 2002 г. № 259).

Государственная доктрина образования в Кыргызской Республике (Приложение к Указу Президента КР от 27 августа 2000 г. № 244).

Национальный план действия по образованию для всех (утвержден постановлением Правительства КР от 30 июля 2002 г. № 504).

Основные направления программы «Доступ к образованию (Жеткинчек)» (утвер-ждены Указом Президента КР от 11 февраля 1999 г. № 41, в редакции Указа Прези-дента КР от 17 апреля 2004 г. УП №143).

Об основных направлениях национальной образовательной программы «Билим» (Утверждено Указом Президента Кыргызской Республики от 20 марта 1996 г. № 102).

О Президентской образовательной программе «Кадры XXI века» (В редакции Ука-зов Президента КР от 11 августа 1998 г. УП №250, 25 мая 1999 г. УП №129, 4 сентября 1999 г. УП № 221, 20 августа 2002 г. УП № 221).

Республика Молдова:

Закон Республики Молдова «Об образовании» (в соот. с Зак. № 1199-XV от 04.07. 2002 г., № 547-XIII от 21.07.95 г.).

Об утверждении Национальной стратегии «Образование для всех» (Постановление Правительства Республики Молдова №410 от 04.04.2003 г.).

Об утверждении Национального плана мероприятий «Образование для всех» на 2004–2008 гг. (Постановление Правительства Республики Молдова № 527 от 21.05. 2004 г.).

Российская Федерация:

Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образо-вании» от 22.08. 96 г. №125-ФЗ (в ред. ФЗ от 10.07.2000 г. № 92-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 11-ФЗ, от 05.04.03 г. № 41-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 г. № 19-П, от 24.10.2000 г. № 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ).

Закон РФ «Об образовании» в редакции ФЗ РФ от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, от 16.11.1997 г. № 144-ФЗ, от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, от 13.02.2002 г. № 20-ФЗ, от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ, от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ, от 25.07.02 г. № 112-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 11-ФЗ с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 г. № 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 24.12.2002 г. №176-ФЗ.

Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (утверждена приказом Минобразования России от 18.12.2002 г. № 4452).

Об утверждении внесения изменений в Инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденную приказом Минобразования России от 13.01.1999 г. № 46 (приказ Минобразования России от 17.03.2003 г. № 1011).

Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессио-нального образования и их филиалами, использующими дистанционные образова-тельные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме (приказ Минобразования России от 26 августа 2003 г. № 3387).

Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 26.08. 2003 г. № 3387.

О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дис-танционных образовательных технологий (распоряжение Минобразования России от 26 августа 2003 г. № 985-24)

Временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий (утверждены Заместителем Министра образования Российской Федерации А.В. Пыжиков 04.12.2003 г.).

Республика Таджикистан:

Закон Республики Таджикистан «Об образовании» от 17 мая 2004 г. № 34.

Закон Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании» от 22 апреля 2003 г. № 21.

Национальная концепция образования РТ.

Закон «Об информатизации» от 06.08.2001 № 40.

Туркменистан:

Закон Туркменистана «Об образовании в Туркменистане» (г. Ашхабад, 1 октября 1993 г., № 874-XII).

Об упразднении заочной формы обучения в высших и средних специальных учебных заведениях Туркменистана (Постановление Президента Туркменистана от 20 января 1993 г. № 1142).

Украина:

Закон «Об образовании» (Ведомости Верховной Рады (ВВР), 1991, № 34, ст. 451).

Концепция развития дистанционного образования Украины (утверждена Министром образования и науки Украины В.Г. Кремень 20.12.2000 г.)

Положение о дистанционном обучении (приказ Министерства образования и науки Украины № 40 от 21.01.2004 г.).

Программа развития дистанционного обучения на 2004–2006 гг. (постановление Кабинета Министров Украины № 1494 от 23.09.2003 г.)

Республика Узбекистан:

Закон Республики Узбекистан «Об образовании» (от 29 августа 1997 г. № 464-I).

Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» (г. Ташкент, 7 мая 1993 г.).

Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в Рес-публике Узбекистан.

Совместные документы государств-участников СНГ:

Модельный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Модельный закон «Об образовании».

Модельный закон «Об образовании взрослых».

Проект Концепции создания системы открытого образования государств-участников Содружества Независимых Государств (СОО СНГ) (Материалы XV заседания Сове-та по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств от 11 июня 2004 г.).

Автор оригинала: Сюлькова Н.В.

Источник оригинала: Журнал «Вестник РУДН» серия «Информатизация образования», 2004, №1


Закрыть ... [X]

Бородавки на груди: распространенные методы лечения и Поздравления с годом банка


Как сделать выборку по фильтру План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на
Как сделать выборку по фильтру Свадьба в бордовом цвете: идеи для оформления, фото
Как сделать выборку по фильтру Розацеа - причины, диагностика, лечение
Как сделать выборку по фильтру Статусы про семью
Как сделать выборку по фильтру 6 лучших восков для депиляции 53248 просмотров
Как сделать выборку по фильтру Как сделать скриншот экрана или страницы сайта онлайн?
Как сделать выборку по фильтру Как смыть краску для волос с кожи
Как сделать выборку по фильтру Водяное отопление от печи на дровах. Схема, принцип работы